Постепенно государственные повинности превращались в феодальную ренту. Феодалы (князья, бояре, воеводы) начали осваивать пустые земли с помощью своих рабов (холопов) и зависимых крестьян. В княжеском хозяйстве использовался труд военнопленных рабов, а также крестьян-смердов, продавших себя за долги или вступивших в брак с холопкой (рабой) без заключения особого договора с её господином. Князь обычно наделял смерда землей и облагал налогом в виде барщины или оброка. Таким образом создавались целые деревни.

С точки зрения феодального территориально-хозяйственного устройства сельского хозяйства складывалось постепенно новое образование — вотчина. Центр её — усадьба, господский двор, несколько деревень (сёл) с определённым количеством дворов. Складывалась и своя будущая иерархия. Огнищанин — это управляющий вотчиной, приказчики — тигуны. И в каждом селе, деревне — сельские старосты.

Наряду с княжеским и боярским развивалось на Руси и церковное, монастырское землевладение. В конце X в., особенно с принятием христианства, укрепляется крупное, феодальное землевладение церкви, где особое место занимает духовенство чёрное (монашествующее) и белое (мирское).

Образование и развитие феодальной земельной собственности на Руси продолжалось несколько столетий. Если узурпация первыми князями собственности родоплеменных славянских союзов началась в 5-6 вв. и завершилась в 7-8 вв., то образование боярского и церковного (монастырского) феодального землевладения относится к более позднему периоду: боярского — к 8-10 вв., а церковного — к 10-12 в.в. Наряду с основными двумя классами (феодалами и крестьянами) и другими социальными группами (вроде княжеских дружинников, тигунов, дворовой челяди, ремесленников) большая экономическая и политическая роль принадлежала классу (сословию) купцов и ростовщиков.