Кому и зачем обращаться к финансовому омбудсмену?
Финансовый омбудсмен, также известный как финансовый уполномоченный, занимается разрешением денежных конфликтов между частными лицами и финансовыми учреждениями без обращения в суд.
Согласно законодательству, компании обязаны соблюдать постановления омбудсмена так же, как судебные решения.
Услуги омбудсмена для клиентов финансовых учреждений предоставляются бесплатно. Однако, если клиент передаст свое право требования другому лицу (например, автоюристу, которого мы условно назовем посредником), тот будет обязан уплатить за рассмотрение дела 15 000 рублей.
Омбудсмен принимает решения оперативно — обычно в пределах 15 рабочих дней. Исключение составляет рассмотрение споров о переводе пенсионных накоплений, которое может занять до 20 рабочих дней.
Если заявление подается через посредника, вне зависимости от темы обращения, срок рассмотрения увеличивается до 30 рабочих дней. Однако, чтобы решать вопросы через омбудсмена, не требуется столь глубокого знания права, как в случае судебных процессов.
С какими вопросами можно обращаться к финансовому омбудсмену?
Финансовый омбудсмен способствует решению споров по вопросам нарушения договорных условий или законодательства финансовыми организациями. Например:
- банк увеличил процентную ставку по кредиту без разрешения;
- штрафы и пени микрофинансовой организации превышают законный лимит;
- негосударственный пенсионный фонд неверно рассчитает пенсию или переведет ваши средства без согласия;
- страховая компания отказывается выплачивать компенсацию или обслуживать полис.
Прежде чем подать заявление в омбудсмену, необходимо чтобы спор соответствовал нескольким условиям:
1. Договор между частным лицом и финансовой организацией.
Это значит, что не все споры подходит под компетенцию омбудсмена, например, споры с участием компаний или ИП не подлежат рассмотрению.
2. Возможность обращения только по имущественным вопросам.
Вы вправе обратиться к омбудсмену, если, например, страховая компания не выплатила компенсацию, но трудности с оформлением полиса касаются Банка России.
Претензии в отношении компенсации моральных убытков или упущенной выгоды необходимо оспаривать в суде.
3. Максимальная сумма иска — 500 000 рублей.
Исключение составляет обращение по вопросам ОСАГО и пенсионных накоплений.
4. Спор должен возникнуть в течение последних трех лет.
Если проблема остается нерешенной в течение трех лет, омбудсмен не сможет рассмотреть дело, даже в суде сроки исковой давности составляют три года.
С какими организациями можно решать споры через финансового омбудсмена?
Обязанности выполнять решения омбудсмена возложены на:
- банковские учреждения;
- микрофинансовые компании (МФО);
- страховые компании (за исключением ОМС);
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- кредитные потребительские кооперативы (КПК);
- ломбарды.
На сайте Центрального банка России представлен реестр организаций, обязанных подчиняться решениям финансового омбудсмена.